Главная Синтезация: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [ 45 ] 46 47 48 состав и принцип действия средств формирования мелодического рисунка (для мелодических 3iMH). Исполнительские средства применения вибрато и глиссандо (для ЭМИ всех типов); средства ударного (пальцевого) управления громкостью, управление звуковыми характеристиками посредством подклавишных датчиков вообще; нажимные (преимущественно педальные) средства управления громкостью и системы педального управления в целом, включая коленные рычаги; средства переключения и плавной нюансировки тембра, внешняя компоновка тембровых переключателей в зависимости от заданного состава и набора тембров; состав и конструкция клавишных манипуляторов и других вспомогательных органов управления звуком, особенно средств управления переходными процессами. Эти первые две группы характеристик охватывают, если можно так сказать, музыкальную конструкцию ЭМИ, в то время как две следующие (третья и четвертая) группы - его инженерную конструкцию. В третью группу входят характеристики и признаки функциональной и электрической схем, вытекающие в основном из выбранного состава звуковых характеристик: состав средств и схемы, обеспечивающие звуковысотиый диапазон, включая средства настройки и специальные схемы стабилизации; схемы вибрато и их взаимодействие со схемами генерирования звуков; темброформирующие схемы (спектры, полосовые и формантные фильтры), схемы коммутации при изменении тембра; схемы формирования амплитудной огибающей, пусковые схемы и схемы ударного управления громкостью; схемы нажимного регулирования громкости; структура и схемы расчленения диапазона на регистры или частные каналы для независимой или связанной вариации тембра, громкости и других характеристик; специальные схемы формирования сложных переходных процессов; другие специальные и вспомогательные схемы; выходные усилители с учетом акустических систем; схемы питания и стабилизации напряжений. В четвертую группу входят характеристики, относящиеся к конструкции инструмента, которые в случае промышленного производства обычно тесно связаны с технологическими характеристиками: конструкция клавиатуры, особенно в связи с конструкцией подклавишных контактных систем, датчиков управляющих сигналов и средств полутоновой настройки; конструкция педальных и других ножных механизмов, включая связанные с ними исполнительные механизмы (регуляторы уровня громкости, глиссандо, вибрато и т. п.); конструкция тембровых переключателей и регуляторов; конструкция специальных манипуляторов и вспомогательных органов управления звуком; характеристики конструкции, обеспечивающие требуемую износоустойчивость, особенно относящиеся к клавиатурам и подклавишный механизмам; эргономические и экономические характеристики общей конструкции и отдельных блоков, межблочные связи и соединения; разборность конструкции (транспортабельность), чехлы и упаковки. Третью и четвертую группы характеристик связывают требования; а) относящиеся к условиям эксплуатации (климатические требования, транспортабельность, ремонтоспособность и др.); б) определяющие возможный уровень миниатюризации внутренних элементов и ресурсы надежности в зависимости от допустимой стоимости конструкции и ее сложности; в) предусматривающие использование в конструкции стандартных и нормализованных элементов и блоков. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМИ ПО КЛАССАМ Разумеется, фактический состав и уровень перечисленных выще характеристик будет значительно различаться в зависимости от назначения ЭМИ и класса его исполнения. Ниже приводятся примерные характеристики для двух основных групп ЭМИ, многоголосных и мелодических, по классам. В основу классификации положен принцип соответствия возможностей ЭМИ музыке различного уровня сложности и художественного значения. При этом учтено и неизбежное повышение технической сложности инструмента по мере повышения его музыкального класса. Для определения классов ЭМИ могут быть предложены следующие качественные уровни. Высший класс: инструменты для исполнителей высокого профессионального уровня музыки любого жанра без ограничений по уровню выразительных средств сравнительно с уровнем, отвечающим классическим традициям. Предназначаются для применения в условиях концертного зала, театра или студии звукозаписи, преимущественно соло . I класс: инструменты для исполнителей профессионального уровня музыки любого жанра с несущественными ограничениями в выразительных средствах. Предназначаются для применения в условиях концертного зала, театра или студии, преимущественно в ансамбле с другими инструментами. II класс: инструменты для исполнителей профессионального и высокого самодеятельного уровня музыки любого жанра в ансамблях. Предназначаются для применения в условиях различных эстрадных площадок, клубов и домашней самодеятельности. К этому же классу следует отнести и узко специальные (оркестровые) инструменты профессионального значения. III класс: инструменты для исполнителей начального профессионального и среднего самодеятельного уровня. Предназначаются для применения в условиях клубной самодеятельности, начального музыкального воспитания и индивидуальной музыкальной самодеятельности. IV класс: инструменты-игрушки и ЭМИ с узко ограниченными музыкальными функциями, не предназначенные для профессионального использования. Приведенные выше классы ЭМИ определяются по музыкальному уровню и непосредственно технический класс разработки не определяют. Так, можно считать, что ЭШН И и даже I классов могут Основные характеристики иногоголосных ЭМИ по классам Таблица 7
|