Главная  Синтезация: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [ 45 ] 46 47 48

состав и принцип действия средств формирования мелодического рисунка (для мелодических 3iMH). Исполнительские средства применения вибрато и глиссандо (для ЭМИ всех типов);

средства ударного (пальцевого) управления громкостью, управление звуковыми характеристиками посредством подклавишных датчиков вообще;

нажимные (преимущественно педальные) средства управления громкостью и системы педального управления в целом, включая коленные рычаги;

средства переключения и плавной нюансировки тембра, внешняя компоновка тембровых переключателей в зависимости от заданного состава и набора тембров;

состав и конструкция клавишных манипуляторов и других вспомогательных органов управления звуком, особенно средств управления переходными процессами.

Эти первые две группы характеристик охватывают, если можно так сказать, музыкальную конструкцию ЭМИ, в то время как две следующие (третья и четвертая) группы - его инженерную конструкцию.

В третью группу входят характеристики и признаки функциональной и электрической схем, вытекающие в основном из выбранного состава звуковых характеристик:

состав средств и схемы, обеспечивающие звуковысотиый диапазон, включая средства настройки и специальные схемы стабилизации;

схемы вибрато и их взаимодействие со схемами генерирования звуков;

темброформирующие схемы (спектры, полосовые и формантные фильтры), схемы коммутации при изменении тембра;

схемы формирования амплитудной огибающей, пусковые схемы и схемы ударного управления громкостью;

схемы нажимного регулирования громкости;

структура и схемы расчленения диапазона на регистры или частные каналы для независимой или связанной вариации тембра, громкости и других характеристик;

специальные схемы формирования сложных переходных процессов;

другие специальные и вспомогательные схемы; выходные усилители с учетом акустических систем; схемы питания и стабилизации напряжений.

В четвертую группу входят характеристики, относящиеся к конструкции инструмента, которые в случае промышленного производства обычно тесно связаны с технологическими характеристиками:

конструкция клавиатуры, особенно в связи с конструкцией подклавишных контактных систем, датчиков управляющих сигналов и средств полутоновой настройки;

конструкция педальных и других ножных механизмов, включая связанные с ними исполнительные механизмы (регуляторы уровня громкости, глиссандо, вибрато и т. п.);

конструкция тембровых переключателей и регуляторов;

конструкция специальных манипуляторов и вспомогательных органов управления звуком;

характеристики конструкции, обеспечивающие требуемую износоустойчивость, особенно относящиеся к клавиатурам и подклавишный механизмам;



эргономические и экономические характеристики общей конструкции и отдельных блоков, межблочные связи и соединения;

разборность конструкции (транспортабельность), чехлы и упаковки.

Третью и четвертую группы характеристик связывают требования;

а) относящиеся к условиям эксплуатации (климатические требования, транспортабельность, ремонтоспособность и др.);

б) определяющие возможный уровень миниатюризации внутренних элементов и ресурсы надежности в зависимости от допустимой стоимости конструкции и ее сложности;

в) предусматривающие использование в конструкции стандартных и нормализованных элементов и блоков.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМИ ПО КЛАССАМ

Разумеется, фактический состав и уровень перечисленных выще характеристик будет значительно различаться в зависимости от назначения ЭМИ и класса его исполнения. Ниже приводятся примерные характеристики для двух основных групп ЭМИ, многоголосных и мелодических, по классам. В основу классификации положен принцип соответствия возможностей ЭМИ музыке различного уровня сложности и художественного значения. При этом учтено и неизбежное повышение технической сложности инструмента по мере повышения его музыкального класса.

Для определения классов ЭМИ могут быть предложены следующие качественные уровни.

Высший класс: инструменты для исполнителей высокого профессионального уровня музыки любого жанра без ограничений по уровню выразительных средств сравнительно с уровнем, отвечающим классическим традициям. Предназначаются для применения в условиях концертного зала, театра или студии звукозаписи, преимущественно соло .

I класс: инструменты для исполнителей профессионального уровня музыки любого жанра с несущественными ограничениями в выразительных средствах. Предназначаются для применения в условиях концертного зала, театра или студии, преимущественно в ансамбле с другими инструментами.

II класс: инструменты для исполнителей профессионального и высокого самодеятельного уровня музыки любого жанра в ансамблях. Предназначаются для применения в условиях различных эстрадных площадок, клубов и домашней самодеятельности.

К этому же классу следует отнести и узко специальные (оркестровые) инструменты профессионального значения.

III класс: инструменты для исполнителей начального профессионального и среднего самодеятельного уровня. Предназначаются для применения в условиях клубной самодеятельности, начального музыкального воспитания и индивидуальной музыкальной самодеятельности.

IV класс: инструменты-игрушки и ЭМИ с узко ограниченными музыкальными функциями, не предназначенные для профессионального использования.

Приведенные выше классы ЭМИ определяются по музыкальному уровню и непосредственно технический класс разработки не определяют. Так, можно считать, что ЭШН И и даже I классов могут



Основные характеристики иногоголосных ЭМИ по классам

Таблица 7

Характеристика

Класс

, Диапазон (октав)

а) по звучанию, не менее

б) по клавиатуре, не менее

Погрешность настройки суммарно, от действия всех дестабилизирующих факторов, в /о к частоте тона, не более

7,25

7.25

0,05 или до 0,15 при введении вибрато

0,1 или до 0,3 при введении вибрато

0,2 или до 0,5 при введении глиссандо

0,3 или до 0,8 при введении глиссандо

0,5 (глиссандо не предусматривается)

Сох ра нен и е настройки в. цределах п. 2, сутки, ие менее :

Форма управления громкостью звуков

Пальцевое ударное, индивидуально для каждой клавиши с дополнительным управлением общим уровнем педалью или модератором

Пальцевое, индивидуально для каждой клавиши или общее педальное с возможностью индивидуального выделения мелодии или группы голосов

Общее педальное управление с возможностью выделения мелодического голоса

Общее педальное управление

Общее управление




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [ 45 ] 46 47 48