Главная  Синтезация: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48

Требование транспортабельности приводит к необходимости предельного снижения веса ЭМИ н обеспечения удобства переноса и перевозки их обычными транспортными средствами, если не целиком, то в виде отдельных блоков. По габаритам, весу и форме такие блоки должны отвечать существующим в практике нормам для транспортабельного багажа и одновременно отвечать изящным формам традиционных музыкальных инструментов.

Чтобы предохранить блоки при транспортировке, их необходимо перевозить и хранить в упаковке. Таким образом, в основном приходится ориентироваться на блоки, переносимые и перевозимые в футлярах, чемоданах или чехлах.

В отношений веса блоков желательно ограничиваться уровнем 5-8 кг, но во всяком случае не более 20 кг, с тем, чтобы обеспечить ручную переноску на короткие расстояния и перевозку городским транспортом. Более тяжелые блоки, как правило, и более громоздкие- это уже багаж, требующий специальных условии перевозки с участием вспомогательного персонала. Обычно ЭМИ может состоять из двух, но не более чем из трех блоков, так как при большем числе блоков перевозка опять-таки будет специальной.

Значительный выигрыш в весе блоков получается в случае их цельнометаллической конструкции, когда хорошо продуманная оболочка блока представляет одновременно и несущую конструкцию для внутренних частей. В этом случае появляется также возможность использовать наружные металлические поверхности блока и массу металла в качестве теплоотводящих и теплорассеивающих элементов для мощных транзисторов. Правда, при цельнометаллической конструкции несколько осложняются вопросы декоративной отделки видимых частей (поверхностей). Кроме того, тонколистовая обшивка блоков неустойчива к ударным воздействиям. Однако, имея навыки художественного конструирования и при надлежащей отработке конструкции на макетах, эти трудности можно обойти.

В отношении габаритов предпочтительны блоки с контрастно различающейся высотой, шириной и глубиной. Плоские блоки удобнее в транспортировке и производят более легкое внешнее впечатление. С позиций удобства перевозки за основу можно принять соотношения, выработанные для чемоданов современных пропорций.

Гораздо сложнее обосновать форму и виенший вид блоков в зависимости от функционального назначения. ЭМИ, собранный из двух и более блоков, должен производить законченное впечатление как архитектурное и конструктивное целое, отвечать требованиям удобства для исполнителя-музыканта, обладать устойчивостью, сохраняя легкость и изящность силуэта. Впечатления легкости воспринимаемой формы можно достигнуть удачным членением контура и плоскостей по цвету и фактуре материалов, а также за счет применения специальных элементов художественной конструкции. Деревянные корпуса и обшивки следует применять только для стационарных конструкций, частая перевозка которых не предполагается.

Необходимо обеспечить эксплуатационную разборку и сборку блоков ЗМИ без применения вспомогательных средств (отверток, ключей и т. п.). Соединительные эле.ченты конструкции должны быть доступны в процессе сборки н разборки, но не должны обращать на себя внимание в собранном инструменте. Соединения должны быть плотными, исключающими люфты и нарушения положений составляющих ЗМИ частей при передвижении иЛи переноске его как целого в пределах помещения концертного зала или на эстраде.



в блоках, содержащих акустические системы, следует обращать оСй-бое внимание на отсутствие вибрирующих частей и неплотных механических контактов, вызывающих дребезги, особенно заметные на фоне звуков глухого тембра.

Если ЭМИ состоит из нескольких механически автономных блоков, электрическое соединение их должно выполняться минимальным количеством вполне гибких кабелей в гладких цилиндрических рубашках темного, неяркого цвета. Ввод сети (самостоятельный) должен быть только в одном из таких блоков, наиболее удаленном от аудитории. На эстраде кабели должны быть уложены по возможности незаметно при взгляде из зала и не должны мешать передвижению людей на эстраде.

Художественное конструирование ЭМИ в целом представляет весьма важную проблему, на которую необходимо обращать серьезное внимание. Приходится констатировать, что внешние формы ЭМИ, по крайней мере тех, которые выпускаются в настоящее время, несколько статичны и не доставляют слушателям (являющимся часто одновременно и зрителями) тех впечатлений, которые вызывают различные классические инструменты, хотя, если разобраться хорошенько, эта привлекательность формы классических инструментов, как правило, идет за счет удобства их исполнительской техники. Практически все ЭМИ мыслятся как инструменты клавишные, и процесс исполнения на них, особенно в специфическом ( электронном ) ансамбле, не обнаруживает тех внешних признаков действия, которые невольно приковывают интерес аудитории в симфоническом или эстрадном ансамбле.

Было бы большой ошибкой отягощать внешнюю форму ЭМИ такими броскими элементами, которые не отвечали бы их функциональному содержанию и тем более приводили бы к использованию особых исполнительских приемов ради внешнего зрительного эффекта. Однако элементы динамичности и легкости формы, ее функционально целесообразные признаки должны быть найдены и тщательно выполнены. Инертность в поиске формы инструмента столь же губительна, как и безвкусица украшательства.

К технической части конструкции подходит большинство известных рекомендаций для любой другой радиоэлектронной аппаратуры. Поскольку ЭМИ, как правило, эксплуатируются технически неквалифицированным персоналом, а при частых перевозках могут иметь место весьма неблагоприятные механические и климатические перегрузки, необходимо обращать серьезное внимание на простоту эксплуатации, безотказность, долговременную надежность и работоспособность инструментов.

При создании серийно-способных ЭМИ, естественно, должно быть уделено соответствующее внимание технологичности изготовления деталей, узлов и блоков, обеспечению возможности применения объективных методов регулировки и проверки. Две важнейшие характеристики ЭМИ определяют обоснованность их промышленного производства, как и j:ro6oro другого изделия товарного значения: стоимость при рентабельном производстве и гарантии по безотказной эксплуатации. Следует, кстати, добавить, что при создании ЭМИ товарного значения должен быть решен вопрос о комплектации изделий инструкциями по технической эксплуатации, а также методическими указаниями по музыкально-исполнительской технике, отражающими специфические особенности и возможности данного ЭМИ.



Глава девятая

ПОРЯДОК КОНСТРУИРОВАНИЯ ЭМИ

Для усяешного создания нового ЭМИ прежде всего необходимо разработать техническое задание на разработку или технические требования. Технические требования нужно сформулировать даже тогда, когда работа делается в качестве личного творческого поиска, так как такая формулировка позволяет иа самой ранней стадии работы осмыслить возможный ее результат и практическое значение, а также заранее устранить возможные противоречия между различными требованиями (например, противоречия между сложностью устройства и возможной стоимостью работ, между музыкально-техническими и эксплуатационными требованиями и т. п.). Для этого, конечно, технические требования должны охватывать все стороны разработки независимо от того, имеется ли в виду создать самый простой или самый сложный ЭМИ.

ГРУППЫ ХАРАКТЕРИСТИК

Характеристики ЭМИ можно разбить на четыре группы, каждая из которых охватывает некоторую сумму проблем, определяющих основные направления разработки и находящихся во взаимодействии с проблемами других групп.

Первую группу составляют характеристики звуковой структуры или собственно звука. Сюда относятся:

звуковысотный диапазон ЭМИ;

структурные признаки спектра (или спектров, если предусматривается их переключение и соединение);

характеристики фильтров среза высших и низших частот и на их основе - варианты характеристик полосовых фильтров;

характеристики формантных фильтров (состав и взаимоотношение формант, их физические параметры, количество вариантов);

характеристики схем формирования амплитудной огибающей, включая схемы раздельного управления амплитудными функциями в каналах с различными частотными характеристиками и использование шумовых компонентов;

автоматическая (для мелодических ЭМИ) или дискретно-полутоновая (для многоголосных ЭМИ) коррекция спектральных, полосовых и других характеристик, связанных с переменными параметрами (высота, громкость звука);

виды и характеристики вибрато;

особые звуковые признаки или эффекты (реверберация, пространственное звучание, эффект унисона и т. п.);

диапазоны уровней интенсивности звука (громкости).

Практически все перечисленные характеристики (как и приводимые ниже характеристики других групп) расшифровываются материалами, изложенными в предшествующих главах.

Характеристики первой группы непосредственно связаны с характеристиками второй группы, которые относятся к средствам контакта музыканта-исполнителя со звуком или, иначе говоря, к исполнительским характеристикам. Сюда входят:




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48