Главная  Синтезация: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48

Для переключателей предпарительиой установки п принципе Могут быть использованы механизмы но типу клавишных переключателей радиол и магнитофонов. Однако при этом следует принять меры к резкому сокращению переключающего усилия и стуков, особенно стуков освобожденных толкателей при ударе их по упору исходного положения. Практически выполнение этих требований приводит к значительной модификации конструкции с применением легких фиксирующих систем, неметаллических толкателей, фильце-вых упоров, контактных систем с нетрущимися контактами и т. п. Поскольку в ряде случаев (например, для переключения тембров)


Рис. 64. Компоновка клавиатурной панели ЭМИ ( Экводин , перспективная модель).

переключатели могут содержать значительно больше клавиш, чем это имеет место в переключателях радиол и подобных им устройств, представляется целесообразным выполнять клавиши в характерном сочетании, создающем читаемость клавиатуры и возможность записи простого или комбинированного включения в нотах.

В качестве одного из возможных примеров компоновки клави-атурно-коммутациониой панели ЭМИ на рис. 64 приведена панель инструмента Экводин (проектируемая модель) с обозначением функций входящих в ее состав элементов. Показанный здесь переключатель тембров имеет функциональные группы клавиш (с I по VI включительно), позволяющие применять различные комбинации и соединения, относящиеся к формантам, фильтрам полосы и спектральному составу звука. Общее количестео таких комбинаций составляет 1 470. Группам присвоены номера в порядке черных и белых клавиш:

II . IV VI I 1П V

503898



Деление иа группы I, II и V, VI - условное, так как функционально они в парах дополняют друг друга. Разбивка клавиш на группы позволяет записывать комбинации включения по нормам клавиш, входящих в группу, считая их номера слева направо в пределах данной группы, и помечать такое включение в нотах. Например, для клавиш переключателя, помеченных иа рис. 64 кружком, запись включения будет выглядеть так:

-. 2 . 2 1 4 ~

В верхней части ЭМИ помимо клавиатурно-коммутационной панели целесообразно предусматривать: пульт для нот (пюпитр);

звуковой блок малой мощности (1-2 вт) для самоконтроля исполнителя в условиях большого ансамбля или для репетиционной работы;

индикатор включения инструмента; индикаторы положения ножных регуляторов.

НОЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ

Специфическую часть конструкции ЭМИ представляют ножные регуляторы звуковых параметров, которые можно разделить иа три следующие группы:

регуляторы с приводом от коленных рычагов;

регуляторы педальные (действующие от ступеней ног);

ножные клавиатуры.

В двух первых группах применяются ступенчатые регуляторы и регуляторы плавного действия. Исполнительские функции таких регуляторов весьма различны - в зависимости от типа ЭМИ, его конкретного предназначения и обоснования исполнительской техники. По сравнению с коленными рычагами педальные регуляторы значительно более подвижны и точны, в связи с чем на них можно возложить более ответственные и более тонкие функции управления звуком. Но применение педальных регуляторов отнюдь не исключает одновременного использования коленных рычагов, С другой стороны, сами педальные механизмы, как будет показано ниже, могут быть сделаны многофункциональными. Таким образом, управление звуками с помощью движения ног может быть довольно разносторонним и существенно дополнять пальцевую технику.

Третья группа - ножные клавиатуры - представляет собой специфическое дополнение ручных клавиатур в системах сложных органов. Ножные клавиатуры требуют относительной свободы движения ног и, таким образом, ограничивают число и гибкость применения других ножных регуляторов.

Особую группу ножных регуляторов представляют собой педальные тумблеры с попеременным циклом: включено - выключено .

Общий недостаток ножных регуляторов заключается в том, что их наличие делает всю конструкцию ЭМИ более громоздкой, привязывает ее к стационарной форме и затрудняет деление на функциональные блоки, удобные для транспортирования. Тем не менее трудно представить ЭМИ с высокой выразительностью звучания



(исполнительской техники), в котором все тонкости выражения, связанные с вариацией разнообразных звуковых характеристик, можно было бы получить только на базе пальцевой техники. Во всяком случае, такое соблазнительное по изяществу решение может появиться лишь в результате весьма настойчивой и проникновенной работы специально в данной области, основанной на весьма квалифицированном совмещении инженерной, музыкально-теоретической и музыкально-исполнительской квалификации.


Рис. 65. Конструкция коленного механизма.

Для конструкции современного легкого стиля желательно либо применять коленные рычаги без использования более громоздких педальных регуляторов, либо подсоединять относительно миниатюрные автономные педальные блоки, которые устанавливаются под инструментом на полу. В последнем случае необходимо позаботиться о том, чтобы соединительные провода, столь милые сердцу электриков, ио нисколько ие импонирующие музыкантам, были по возможности малозаметны, обеспечивали короткую и изящную укладку, а также о том, чтобы создать возможность удобного, быстрого и надежного соединения и разъема педального блока с собственно инструментом.

На рис. 65 показана конструктивная схема привода коленного рычага (под левое колено исполнителя) к исполнительскому элементу, который условно показан в форме потенциометра типа СП-1. Коленный рычаг / на своем тыловом конце имеет скругленный толкатель 2, которым приводит в действие промежуточный рычаг 5 (трансформирующий угол отклонения). Рычаг 3 оказывает упругое давление иа рычаг / с помощью пружины 4, стремясь удерживать его на упоре 5. Рабочее усилие на переднем конце коленного рычага / для четкого ощущения его сдвига должно изменяться от




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48