Главная  Синтезация: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) 

1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

прерывные. В музыкальном применении ударно-затухающие шумовые звуки служат важным арсеналом ритмического рисунка.

Непрерывность спектра шумов вовсе не означает отсутствие у него высотной определенности. Только у так называемого белого шума, характеризующегося непрерывным спектром постоянной интенсивности по частотной оси, пе проявляются высотные и тембровые признаки. Все реальные источники шумов имеют, как было сказано, определенную частотную характеристику, благодаря которой они воспринимаются слухом в нх индивидуальном высотно-тембровом качестве. Так, например, различают звучание большого барабана и оркестровых тарелок, ударяемых щеточками, или грохот обвала и шипение пара.

В отличие от гармонических звуков, для которых высота и тембр - совершенно различные качества, высота и тембр шумов есть качества или полностью совпадающие, или слабо дифференцированные, В этом отношении не полностью гармонические звуки представляют некоторую переходную категорию. Интонационно-тембровая расчлененность гармонических звуков и их интонационная четкость представляют их особую характеристику, лежащую в основе музыкальных применений и построений. В этом смысле прнзиадие за спектром единственной роли-носителя тембрового качества - оставляет открытым вопрос о сущности восприятия высоты сложных звуков, которые никогда не воспринимаются как сумма независимых тонов, но всегда в форме нерасчлененного высотного единства.

СУЩНОСТЬ ЗВУКОВОСПРИЯТИЯ

Как и любой другой орган внешних ощущений живого организма, слуховой аппарат воспринимает воздействие внешнего источника ощущений, т. е. в данном случае звуковых колебаний, по их элементам (простым тонам), а затем в высших разделах органов чувств - в коре головного мозга - воспроизводится (синтезируется илн моделируется) образ внешнего мира , в данном случае- звуковой образ. Первичными составляющими этого образа являются компоненты звукового спектра, несущие мозгу информацию о всех качествах звука. Восприятие сложной высоты звука, его тембра и эффективной громкости суть различные формы ассоциации (объединения) элементов, составляющих информацию, направленные на отражение в сознании тех или иных конструктивных признаков этой информации. При этом ассоциации элементов образуются в мозгу не пассивно, а по направлениям организованного внимания, т. е. эти процессы имеют смысловую форму.

При воздействии звуковых колебаний на слуховой аппарат прежде всего происходит возбуждение барабанной перепонки, помещающейся в конце наружного слухового канала vxa, которое передается в так называемое внутреннее ухо, где осу1цествляется контакт звуковых (механичежих) колебаний с волокнами слухо-иого нерва через сложную анализирующую систему. Эта система обеспечивает возбуждение отдельных нервных волокон звуковыми колебаниями по избирательному принципу, так что в мозг человека возбуждение нервных окончаний передается с отражением спектральной структуры звука и соответствующего положения компонентов спектра по частоте. При воздействии чистого (простого синусоидального) тона возбуждается определенная узкая группа



нервных волокон. Хотя избирательные свойства (частотная разрешающая способность) внутреннего уха очень высоки, они имеюг все же определенные пределы, зависимые от участка диапазона.

В первом приближении для звуков средней высоты распределение ощуи1ения по частотам носит логарифмический характер. Это означает, что гармонический спектр вызывает такое возбуждение нервных волокон, при котором зоны возбуждения для низких гармоник разделены относительно большими интервалами (в соответствии с интервальными коэффициентами по частотам тонов), а по мере повышения номеров гармоник интервалы невозбужденных промежуточных зон сокращаются и, если спектр имеет достаточную протяженность, возбуждение от отдельных гармоник в конце кон-

Ч 5 676 1В 32

Рис. 4. Эпюра возбуждения волокон слухового иерва звуковым Спектром.

нов переходит в иепрерывное и становится соответствующим возбуждению от шумового спектра. Это положение схематически иллюстрируется рис. 4, где показана эпюра возбуждения волокон слухового нерва вдоль частотной оси, Из рисунка следует, что высотное ощущение звука может иметь своим источником только относительно низкие гармоники, так как высокие гармоники слухом не дифференцируются, воспринимаются по слитной огибающей возбуждения. Такое слитное ощущение, как известно из практики распознавания шумов, имеет значение тембрового восприятия. Этот признак, однако, не исчерпывает всех признаков тембрового ощущения, но определенно показывает на различие смысла избирательного ощущения тонов и ощущения распределения энергии по спектру в целом.

Исследования показали, что для ясного восприятия высоты сложного звука, как правило, совершенно не обязательно, чтобы первая гармоника имела преимущественную интенсивиость. В низком регистре она вообще может полностью отсутствовать без угцсрба для четкости высотного восприятия. Представление о высоте звука возникает в нашем мозгу как некоторое частотно-масштабное качество спектра, и оно тем более определенно, чем более ясно выделены в ощущении гармоники, образующие эту высотную ассоциацию , т. е. в соответствии с рис, 4 - первые 6-12 гармоник. Вместе с тем огибающая амплитудного ряда низких гармоник, так же как и огибающая верхней части спектра, доставляет мозгу информацию о тембровом качестве звука.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЫСОТЫ ЗВУКА

С музыкальном значении высота звука проявляется не сама цт себе, а в специфическом взаимодействии гармоник двух или вообще нескольких звуков, что создает еще более твер,1ую основу



синтеза слухам высотного качества звука из суммы его гармоник, а не путем выделения частоты первой гармоники. Это положение иллюстрируется рис. 5, где показано несколько частных случаев соединения спектров двух звуков, действующих на слух одновременно (или непосредственно следующих друг за другом, как это бывает при мелодическом движении).

Унисон 1

Ч 5 S 7 в W

15 25

1 1 1 1 1111II1 mill

1 Mill llllll

Ч- 5 6 7 8 т

Октава i

7 10 15

) 1 1 1 1 II 1 1 1 Шипи

1 1 1 1 1 1 llllllllrlllillil.....*........

га It га за 5о

9 12 15 .1.Ш<---

1-1 I I II 11..........

5 10 15 го 25

6 8 10 12 IS

1 1

1 1 II 1 М 1 II......

1 1

II II

II пи

1 1 IIIIIIIMIH

9 12 15 18 24

9 12 15 1.1.1.и

IllllllllliliVilW

Ttrmt

8 12 IS 20

8 12

Т5 20

Секунда

16 21

Э W 2?

Рис. 5. Парные сочетания гармонических спектров.

На рис. 5 верхняя строка из двух спектров рав,1ых частот показывает, что звуки одинаковой частоты вызывают возбуждение слухового анализатора в точках совпадающих гармоник. Это приводит к ощущению слитности звуков, известному под названием унисона. Пр сдвиге одного из спектров относительно другого на интервал с отнощением частот 2 : 1 образуется другая форма




1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48