Главная  Синтезация: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

основных гармоник интонационной зоны. Эти схемы По существу своего действия относятся к простейшим частотным фильтрам.

Данные ячеек, приведенных на рис. 34, должны выбираться в зависимости от конкретных задач коррекции, но при всех условиях необходимо учитывать высотное положение звука. Как было показано в гл. 1, для высоких звуков в структуре спектра решающее значение имеет первая гармоника, в среднем регистре должно быть обеспечено выделение интонационной зоны спектра, а в низком регистре и.меются условия для примеиения спектров как большой, так и малой протяженности, но почти всегда без существенного выделения первой гармоники. Такая схема спектральных структур в первом приближеиин иллюстрируется рис. 35.

ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ НЕГАРМОНИЧЕСКИХ СПЕКТРОВ

Выше были рассмотрены различные системы гармонического преобразования периодических колебаний. Как было показано в гл. 1, для некоторых характерных звучаний существенный интерес представляет получение не полностью гармонических спектров, которые могут производить достаточно четкое высотное впечатление при известном нарушении статичности колебательного цикла. В качестве практически ценного примера подобного рода был приведен спектр звуков фортепиано.

Известные системы получения негармонических спектров основываются на довольно сложном преобразовании спектра гармонического, при котором все гармоники сдвигаются относительно своего начального положения на некоторую разность lA/, одинаковую для всех гармоник. При таком разностном сдвиге наибольший относительный интервал сдвига (А/7/) образуется у нижайших гармоник и падает ио мере увеличения номера гармоник. В этом случае нарушение интонационных качеств звука проявляется быстрее, чем изменение структуры тембра, в то время как у некоторых естественных источников не полностью гармонических колебаний нижайшие обертоны практически гармоничны, а прогрессивный разгон по частоте наблюдается по мере повышения номера обертона. В этом последнем случае тембровая характерность проявляется раньше, чем нарушается интонационное содержание звука и, таким образом, данная структура представляется в музыкальном отношении более предпочтительной.

По-видимому, для формирования музыкально ценных спектров не вполне гармонической структуры перспективны системы, в которых датчики тона одновременно являются и датчиками спектра со всеми деталями, относящимися к положению обертонов в спектре. К сожалению, чисто электронные системы такого рода пока не разработаны.

Поскольку получение не полностью гармонических спектров в системах с электронным звукообразованием весьма проблематично, имеется основание отметить специфические возможности электрифицированных, или так называемых адаптизированных музыкальных инструментов, т. е. инструментов с электрическим усилением колебаний механических вибраторов. Из таких инструментов наиболее распространены различного рода электрогитары. Однако в связи с рассматриваемым вопросом здесь следует упомянуть главным образом инструменты со стержневыми и пластинчатыми вибраторами.



к инструментам такого рода относятся различные электроколокола , среди которых выделяются высоким качеством инструменты фирмы Шульмерих Карилонс (США). Из отечественных работ в данной области можно указать на электроколокола Института звукозаписи (Москва).

В таких инструментах в зависимости от конфигурации вибраторов может быть достигнута весьма различная степень негармоничности обертонов. При этом конструкция инструмента получается в целом несложной.

Таким образом, в области звучаний с не полностью гармоническими обертонами электрифицированные инструменты могут представить еще на длительный период времени экономически и конструктивно обоснованный компромисс между классической и электронной музыкальной техникой.

Глава пятая

АМПЛИТУДНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ И МОДУЛЯТОРЫ

Большое значение в схемах ЭМИ имеют различные устройства для формирования амплитудной огибающей звука и управления его громкостью. Это в основном следующие устройства:

ножные регуляторы уровня сигнала;

амплитудные модуляторы уровня сигнала, действующие от специального источника управляющего напряжения;

датчики управляющего напряжения для модуляторов, в том числе со схемами автоматического временного формирования амплитудной огибающей и с устройствами преобразования нажимных или ударных усилий пальцев исполнителя.

НОЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ УРОВНЯ СИГНАЛА

Наиболее распространен в настоящее время и, очевидно, будет необходим для ЭМИ и в будущем регулятор громкости с приводом от педали или коленного рычага, осуществляющий исполнительский контроль уровня сигнала: в целом - для многоголосных ЭМИ и для единственного звука (или ограниченного количества звуков) - в мелодических ЭМИ.

Регулятор в ЭМИ имеет ряд отличий от подобных регуляторов в звуковых трактах радиоприемников, магнитофонов и другой бытовой аппаратуры. Основные отличия определяются следующими требованиями:

регулировка должна обеспечиваться в широком диапазоне (не менее 50 дб) без скачков в начальном, промежуточном и конечном уровнях;

в процессе действия не должно прослушиваться шорохов, тресков и других эффектов, связанных с неустойчивыми контактами, особенно заметных при изменении громкости тянущихся звуков (в процессе звучания);

в связи с непрерывным употреблением в процессе исполнения музыки, в частности в режимах быстрого и переменного по знаку



изменения уровня громкости, регуляторы должны иметь высокую износоустойчивость.

Поскольку обычные непроволочные потенциометры отличает наличие начального и промежуточных скачков сопротивления и низкая износоустойчивость, они оказываются малопригодными для педальных регуляторов ЭМИ. Обычно частичный износ токопрово-дящего слоя такого потенциометра относительно быстро приводит к возникновению шорохов, а позже - тресков при действии регулятора, которые можно устранить, только заменив сработавшийся потенциометр новым. Поэтому применять обычные иепроволочные потенциометры можно только в крайнем случае и то, если конструктивное исиолнение регулирующего механизма позволит осуществлять смену потенциометра в условиях эксплуатации неквалифицированным персоналом, без применения специальных инструментов и без необходимости регулировки привода после смены потенциометра.

Что касается проволочных потенциометров, то их применение встречает практически еще большие трудности, так как при переходе ползунки с витка на виток (даже при очень хорошем исполнении ползунка и контактной поверхности) слышатся шорохи и треск, а поскольку для плавной регулировки обмотку приходится делать достаточно тонкой, она в режиме непрерывного регулирования, имеющего место в ЭМИ, оказывается непрочной.

Особенно высокие требования к плавности и диапазону регулировки предъявляются в мелодических ЭМИ, где внимание слушателей может концентрироваться иа одном главном голосе, а но типичным условиям исполнения мелодии часто требуется свести звук на нет в плавном дименуэндо . Для таких регуляторов в случае исключительной необходимости использовать обычные непроволочные потенциометры можно рекомендовать каскадное включение двух потенциометров (или сдвоенного потенциометра), при котором сигнал с ползунка первого потенциометра подается на начало -второго потенциометра, а с ползунка последнего - уже в последующий тракт ЭМИ. Для получения оптимальной зависимости громкости от угла поворота в этом случае рекомендуется использовать один потенциометр логарифмического, а другой - линейного типа в любой последовательности включения. Сопротивление второго потенциометра с целью устранения взаимных влияний должно быть в 3-5 раз выше первого. Предпочтение, особенно в случае сдваивания, следует отдавать потенциометрам с легким ходом, но без люфта и качания оси.

В связи с требованием высокой износоустойчивости для применения в ЭМИ представляют значительный интерес различные системы бесконтактных регуляторов громкости, которые обычно имеют высокую износоустойчивость н обеспечивают весьма плавную регулировку. Повышенная сложность таких регуляторов окупается не только их высокими электрическими качествами, но и долговечностью.

Одна из форм бесконтактного регулятора показана на рис. 36. Здесь аттенюатор состоит из двух фоторезисторов, находящихся в спетоэкранирующей камере, одновременно являющейся и электрическим экраном регулятора. Засветка фоторезисторов осуществляется от источника Jli и притом так, что когда фоторезистор Ri осве-

Скачок сопротивления в зоне максимальной громкости может быть устранен применением предупредительного упора.

ц




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48