Главная  Синтезация: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

сдвиг частоты генератора для подстройки к эталону и вибромоду-ляция достигаются путем изменения начального смещения на сетке триода Лг- Ввиду того что в режиме блокинг-генерации ток сетки Лг имеет относительно большую среднюю величину и импульсный характер, начальное смещение на сетке Лг стабилизировано конденсатором Сб и подается на сетку Jh через катодный повторитель иа триоде Лз. Начальное напряжение на сетку триода Лз поступает с делителя Rza-i?3i, величина тока в котором в пределах, необходимых для подстройки генератора к эталону высоты, регулируется резистором /?32-

Стабильность лампы Л| обеспечивается глубокой отрицательной обратной связью, осуществляемой катодными резисторами Ri&, R19 и i?20. Так как анодный ток Л1 меняется в относительно широких пределах, то обеспечить оптимальный режим этой лампы для наибольших и наименьших значений тока с помощью всего одного резистора в катодной цепи невозможно. Сопротивление резистора, выбранное из условий достаточной стабилизации лампы при малых токах, оказывается чрезмерным при больших токах.

В схеме рис. 23 резисторы Rts-Rio образуют общее сопротивление обратной связи в режиме малых анодных токов. С увеличением катодного тока лампы когда напряжение иа R20 достигает величины напряжения на относительно низкоомиом резисторе Ru (в цепи делителя напряжения R21-Rzt), оно через диод Д^ практически выключается из катодной цени лампы Л), так как с достижением упомянутого уровня напряжения катодный ток начинает проходить ие по цепи Ra, а по иизкоомной цепи R21. Таким образом, в области средних величии анодного гока лампы Л1 в ее катодной цепи действует уменьшенное значаще сопротивления обратной связи, составленное из суммы сопротивлений резисторов ?i8, R19 и R2 и поэтому приращение падения напряжения в катодной цепи по мере увеличения напряжения на сетке происходит с меньшей крутизной.

В режиме повышенных токов лампы Л1 происходит второй этап отключения части катодного соиротивления; катодный ток проходит по цепи ?18 через диод Д1 и через относительно мизкоомную цепь 23-24. Точки переключения резисторов в цепи катода в правильно отрегулированной схеме должны соответствовать примерно 1/3 и 2/3 полного диапазона тока в масштабе высоты звука. Такая регулировка позволяет не только создать условия для оптимальной катодной противосвязи зарядной лампы по току, но и приблизить к линейной зависимость действующего сопротивления подклавишио-го реостата R2 от высоты звука. (Схему нелинейной катодной обратной связи применительно к зарядной лампе генератора ЭМИ разработал инженер Б. 3. Кац).

В схеме рис. 23 показаны также каскады, относящиеся к схеме генератора вибрато. Напряжение вибромодуляции с выхода усилительного каскада на транзисторе Г2 через конденсатор Cs подается на сетку катодного повторителя Лз. На входе усилительного каскада (Гг) имеется переключатель П1 рода вибрации. По цепи с резистором ?зб иа вход этого каскада может быть подано напряжение подтональной частоты автоматического вибрато от генератора, аналогичного описанному в связи со схемой рис. 20. В другом положении переключателя fli на базу транзистора через каскад на транзисторе T подается напряжение от пьезокерамического элемента ПЭи связанного с подклавишиой рейкой. При вибрации пальцев на клавишах, опущенных на рейку, она в случае упругого закрепления



передает вибрационное движение на элемент ЯЭ1, который преобразует его в соответствующее напряжение для вибромодуляции генератора

Система пальцевой вибрации передает звуку все оттенки вибрационного движения пальцев, что и создает ее отличия и особенности применения для музыканта.

Подреечные контакты Kit и К43 должны срабатывать при опускании любой клавиши, для чего, в свою очередь, должно быть обеспечено опускание рейки нрн нажатии на нее любой опущенной клавиши.

Контакты Ккз служат для запуска схемы формирования амплитудной огибающей звука, некоторые варианты которой описаны в гл. 5.

Контакты Ка, как было ранее отмечено, замыкают цепь подачи управляющего напряжения с R\ на схему управляющей сетки зарядной лампы Лу. При снятии пальцев с клавишей контакты Кц и Kiz размыкаются. Так как обычно бывает необходимо обеспечить плаз-ное затухание звука при его окончании (хотя бы в течение относительно короткого времени), должна сохраняться частота генератора, соответствующая заканчивающемуся звуку. При разрыве контактов Ка цепь сетки лампы Jli оказывается изолированной от схемы подачи управляющего напряжения и подсоединенной к конденсаторам d-Ck, которые при этом сохраняют некоторое время напряжение, соответствующее последней нажатой клавише и, таким образом, консервируют генератор на частоте последнего звука (напряжение на сетке зарядной ламлы остается при этом неизменным).

Такой эффект возможен постольку, поскольку токи сетки лампы Л1 ничтожны, что в действительности обеспечивается в выбранном режиме схемы. Качество консервации генератора по управляющему напряжению определяется также качеством изоляции внешней сеточной цепи Лу, на что необходимо обращать внимание при конструктивном осуществлении генератора.

Есть и еще одно необходимое условие лолучения высококачественной консервации: выбор типа конденсаторов Су-С4, которые ке должны иметь ярко выраженного эффекта диэлектрической абсорбции. При диэлектрической абсорбции часть заряда конденсатора как бы впитывается в его диэлектрик в течение некоторого времени (примерно в продолжение 1 сек после подачи заряжающего напряжения). Если схема ведущего генератора собрана по рис. 23 и при игре стаккато время заряда конденсаторов было ограничено, их заряд после изоляции от заряжающей цепи начинает впитываться в диэлектрик и напряжение на обкладках конденсаторов падает, что вызывает эффект непроизвольного и нежелательного глиссандирования звука при его окончании (в процессе концевого затухания). С учетом описанного явления приходится ограничить выбор конденсаторов в цепи консервации бумажными с накладными электродами и слюдяными. Малогабаритные керамические и металлобумажные конденсаторы (с электродами, выполненными методом вакуумного напыления) для данной схемы непригодщл.

Для стабильной работы генератора в цс.юм необходимо обеспечить хорошую стабилизацию всех питающих напряжений. Во избежание хриплости тона, которая появляется нз-за модуляции на час-

Авторское свидетельство № 126.354. * Авторское свидетельство № 69.235.



тоте сети перемсниого тока, фильтрация выирямлетюго пшряжения должна быть жесткой. Необходимо также предусмотреть экранирование от внешних магнитных полей трансформатора Трх, который в свою очередь может быть источником наводок на индуктивные элементы тембрового блока и усилителя низкой частоты, что приводит к просачиванию звука в паузах.

Питание пакала ламп следует осуществлять от стабилизированных источников низковольтных (транзисторных) участков схемы.

Глава четвертая

ДЕЛИТЕЛИ ЧАСТОТЫ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ СПЕКТРА

НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ СПЕКТРА И ЧАСТОТНЫХ ДЕЛИТЕЛЕЙ

Первое звено ирсобразова.щя тембра звука в ЭМИ- это, как правило, преобразователь спектра датчика тона. Только в простейших ЭМИ спектр задающего генератора служит тембровой основой звука. В большииспю же случаев, поскольку исходные колебания подвергаются многократным преобразованиям, этот спектр свое значение для тембра утрачивает.

Как ясно из функциональных схем, приведенных в гл. 2 (см. рис. 12 и 15), в ЭМИ ишроко применяются делители частоты. Наиболее употребительны делители с коэффициентом 2, которые обеспечивают октавное понижение тонов. В существующих многочисленных ЭМИ типа органа такие делители часто являются единственным источником каждого тона. При этом делитель одновременно служит и датчиком спектра, определяющим тембр сигнала данного тона. Таким образом, делитель - один из типов элементарных преобразователей спектра.

Ввиду специфичности состава спектра октавного делителя, не содержащего четных гармоник, такой вид спектра для получения нужного тембра далеко не всегда желателен. Поэтому предусматриваются средства дальнейшего преобразования спектра или дополнение недостающих четных гармоник путем подмешивания октавно повышенных сигналов. В этом случае имеет место одна из простейших форм гармонического (октавного) синтеза спектра.

Важную группу преобразователей спектра представляют одно-вибраторы и некоторые другие схемы, преобразующие спектр сигнала на его собственной частоте. Такое преобразование позволяет добиться известной оптимизации распределения энергии по гармоникам спектра с целью повышения интонационной содержательности звука или приблизить распределение энергии в спектре к распределению, характерному для тех или иных известных тембров.

БИНАРНЫЕ ТРИГГЕРНЫЕ ДЕЛИТЕЛИ ЧАСТОТЫ

На рис. 24 приведена типичная схема делителя частоты на два (транзисторы 7 о и Ti) с пусковым триггером (транзисторы Ti и Гг). Как известно, такой так называемый бинарный триггер-делитель




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48