Главная  Синтезация: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

СТвляется принцип выбирания высоты звука, аналогично тому, как это происходит для струнных инструментов грифового типа.

Схема рис. 22 обеспечивает возможность получения вибрато в случае ввода напряжения вибромодуляции на базу транзистора Ti. С помощью дополнительного конденсатора Сг, включаемого отдельным контактом Кза, можно сместить диапазон звучания на фиксированный интервал, например на октаву или интервал, необходимый для исполнения партии транспонирующего инструмента (in В, in А и т. п.).

Описанная схема обеспечивает только весьма примитивное мелодическое движение звука по хроматическим ступеням, достаточное лишь в отдельных случаях простейшей трактовки мелодического рисунка или в таких особых случаях, как исполнение басовой партии. Для выразительного мелодического исполнения необходимо наличие средств исполнительской пальцевой вибрации и исполнительски применяемых средств плавного перехода по высоте звука.

С учетом обеспечения плавного перехода но высоте (наряду со ступенчатым переходом), а также в связи с особым требованием консервации частоты генератора, которое расшифровывается ниже, необходимо применить управление частотой генератора с помощью вакуумной электронной лампы, изменяя напряжение смещения иа ее сетке. При этом воз1шкае1 необходимость обеспечить высокую стабильность анодного тока управляющей лампы для всех его различных уровней, соответствующих различным частотам диапазона генератора.

Требование стабильности тока управляющей лампы удовлетворить тем труднее, чем шире диапазон генератора. Поэтому помимо соображений, связанных с габаритами клавиатуры, непрерывный диапазон мелодического ЭМИ желательно по возможности ограничить, расширяя его прн необходимости путем введения октавных регистров, формируемых бинарными делителями частоты.

Специфической особенностью генератора мелодического ЭМИ является некоторая нестабильность частоты при мгновенном переходе в большом частотном интервале. Изменение режима элементов схемы при резком и большом изменении частоты может приводить к постепенному сползанию частоты, например, очень высокого звука, взятого непосредственно после очень низкого звука, и наоборот. Поэтому интонация звуков в скачкообразно .и мелодическом движении может быть неточной. В связи с этим кроме определения статической погрешности частоты генератора в различных частях диапазона, связанной с изменением напряжения питания, колебанием внешней температуры, самопрогревом генератора с момента включения, необходимо определить динамическую погрешность частоты np.J скачке от минимальной частоты диапазона к максимальной и обратно относительно статической (выдержанной) частоты настройки данного тона.

На рис. 23 приведена полная схема ведущего генератора мелодического инструмента, в значительной мере удовлетворяющая всем рассмотренным требованиям.

Здесь высоту звука задает система, состоящая из источника постоянного напряжения Н-50 в и реостата R2, нагруженного на сопротивление резистора Ri. Действующая величина сопротивления реостата устанавливается клавиатурой посредством подклавиш-ных контактов Ki-Кч, замыкающихся на борную шину, расположенную на подклавишной рейке Pi Реостат имеет ползунки для




0,25 кбг-мп

Рис. 23. Полная схема ведущего генератора мелодического ЭМИ.

гз Выход на де-Юк лители частоты ОО



каждого из контактов К\-Kii, позволяющие установить точную величину сопротивления реостата R2 для каждого значения высоты звука в диапазоне клавиатуры. Ползунки соединяются с контактами индивидуальными гибкими проводниками. Таким образом, на Ri образуется напряжение определенной величины для каждой высоты звука (для каждой нажатой клавиши), которое, как будет объяснено ниже, и есть управляющее для частоты ведущего генератора. Как и в случае схемы рис. 22, при одновременном нажатии двух и более клавишей, действующее значение сопротивления реостата Ri определяется клавишей для наибольшей висоты звука, как если бы она была единственно нажатой.

Управляющее напряжение с R через контакт Ка подклавишной рейки Pi поступает в интегрирующий фильтр (Ri-15) (Ci-С4), предназначенный для образования на его выходе плавного перехода управляющего напряжения при скачкообразном изменении этого напряжения иа Ri, т. е. для получения скользящего перехода по высоте звука (глиссандо) . Постоянная времени интегрирующего фильтра имеет ступенчатое управление с помощью четырехсекциониого контактора, связанного с педальным приводом . В исходном положении фильтр замкнут и управляющее напряжение на выходе фильтра (т. е. на С4) полностью соответствует по форме напряжению на входе (на С{). По мере ввода секций резисторов Ra-R\2-Rir,- Ri-Rii-Rii-Rie и т. д. постоянная времени фильтра нарастает, так что наибо;шшес значение ее обеспечивает время перехода порядка 1 сек.

Еще более медленный переход может быть получен, если действие фильтра сочетается с медленным хроматическим двииеением пальцев иа клавишах.

При формировании относительно быстрых плавных переходов в фильтре действуют четыре интегрирующие ячейки, что обеспечивает Приблизительно симметричное сглаживание начальной и конечной фаз переходного процесса. При формировании более длительных переходов с целью ограничения переходного сопротивления количество действующих ячеек фильтра автоматически сокращается до трех и двух за счет пулевого сопротивления секций, следующих за Ri3 и Rie.

Управляющее напряжение с С, подается на первую сетку тетрода Л,. Анодный ток тетрода служит зарядным током для конде;!-сатора Съ, входящего в схему блокинг-генератора, куда входит также триод Лг и трансформатор Tpt. Блокииг-генератор собственно и есть ведущий генератор мелодического ЭМИ. Частота его колебаний при прочих равных условных определяется скоростью заряда Конденсатора Съ, т. е. величиной анодного тока Ль При приведенных на рис. 23 данных элементов схемы анодный ток JIi в полном диапазоне клавиатуры (три октавы с большой терцией) изменяется в пределах от 0,15 до 1,5 ма, что приводит и к изменению частоты генератора в пределах от 1 до 10 кгц (округленно). Напряжение звуковой частоты с выхода генератора (анод Л1 - катод Лг) через буферный каскад иа транзисторе Гз подается на бинарные делители частоты, с помощью которых формируются октавные регистры инструмента с диапазонами, соответствующими указанному выше Диапазону клавиатуры от нижнего до до верхнего ми. Параллельный

Авторское свидетельство № 72.652. Авторское свидетельство № 129.477.




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48