Главная  Синтезация: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Их функциональных и электрических схем требованиями надежности и особенно условиями коммерческого успеха.

Чтобы приблизительно оценить разрыв между необходимым для сколько-нибудь широкого (в жанровом отношении) применения и возможным в настоящее время уровнем функциональной и технической сложности схем многоголосных ЭМИ, можно дать следующие количественные характеристики: типичный современный орган содержит два, редко три или четыре транзистора в составе схемы


Рис. 14. Электронный орган Илектон В-5 фирмы Иомаха (Япония).

каждого тона (клавиши); полноценное же обеспечение музыкально-звуковых функций с позиций действительно выразительного звучания и исполнения, как это будет понятно из дальнейшего, требует по крайней мере 15-20 транзисторов для того же участка схемы. При диапазоне инструмента, соответствующем классическому фортепиано, т. е. при 85 полутонах, полная схема инструмента должна содержать по крайней мере 1 500 транзисторов.

Как и для других слолшых электронных устройств, для ЭМИ перспективна конструкция с применением интегральных схем. Интегральные блоки способны не только существенно повысить в самом ближайшем будущем технико-экономические показатели ЭМИ типа органов, но создают качественно новую перспективу для разработки портативных ЭМИ с автономным питанием типа электроаккордеона.

3-1009 33



МЕЛОДИЧЕСКИЕ ЭМИ (ОДНОГОЛОСНЫЕ И ДВУХГОЛОСНЫЕ)

Значительно ближе-к применению в ансамблях различных жанров подходят мелодические (главным образом, одноголосные) ЭМИ, в которых уже в настоящее время на реально существующей технической базе можно достигнуть относительно высокого уровня качества и выразительности звучания при допустимой конструктивной сложности, надежности и приемлемой стоимости. К сожалению, некоторая часть специалистов, и особенно радиолюбителей, понимает одноголосный инструмент не как специфический ансамблевый

п г

ПНР

гч 25

О

fi 18 12 II

г7 v I


JlfuinJlr

Рис. 15. Функциональная схема одноголосного ЭМИ Экводин

(модель В-11).

тип, имеющий вполне определенные музыкальные функции, а как некий примитив или несоверше1щую выкопнровку из схемы многоголосного инструмента.

Средства мелодической выразительности, свойственные одноголосным инструментам, как правило, находятся в некотором противоречии с конструкцией, характерной для многоголосных инстру-.ментов. Поэтому многоголосные инструменты при всех своих привлекательных возможностях оказываются неспособными заменить одноголосные инструменты, когда требуется с подлинной выразительностью исполнить мелодию. По сравнению с классическими одноголосными инструментами одноголосные ЭМИ обладают важным преимуществом - широкой многотембровостью, которая устраняет чрезмерно узкую специализацию исполнителей и ограниченность применения самих инструментов.

В общем следует признать, что как одноголосные, так и многоголосные инструменты имеют каждый свою сферу применения, и бессмысленно противопоставлять их друг другу.

На рис. 15 приведена в качестве примера современного мелодического инструмента функциональная схема инструмента Экводин (модель В-11), которую, по-видимому, пока можно считать наиболее отработанной для получения необходимых характеристик выразительного звучания мелодии и приближения этого звучания к требованиям и идеалам, сложившимся в практике различных ансамблей.



Здесь клавиатура / через многокоптактиый реостат 2 задас! управляющее напряжение па ведущий блокинг-генератор ,3, имеющий совместно с клавиатурой днаназои в 3,33 октавы (приблизительно от 1 до 10 кгц по частоте повторения импульсов). Этот ограниченный диапазон расширяется до 7,33 октавы с помощью серии октавных делителей 4-7, включаемых по мере необходимости в процессе исполнения с помощью диапазонного клавишного переключателя. Последний делитель упомянутой серии (S) всегда включен и служит не для переноса диапазонов, а для подачи сигнала соответствующей огибающей - совместно с делителем 7 и одновиб-ратором 9- в схему спектрального преобразователя 10, который обеспечивает семь вариантов состава спектра (семь вариантов волновых форм) сигнала для последую1цего формирования тембра в частотных фильтрах и 12. Частотный фильтр обеспечивает двенадцать вариантов частотных характеристик с определенными формаитными признаками, соответствующими признакам ряда важнейших оркестровых инструментов. Важным дополнением к фильтру , а в некоторых случаях его заменой служит полосовой фильтр 12, обеспечивающий семь вариантов характеристик для границ полосы воспроизведения.

Через ограничитель уровня (модератор) 13 сигнал проходит 11 дополнительный полосовой фильтр 14. Автоматическое управление шириной полосы в зависимости от высоты звука обеспечивается подачей в фильтр управляющего напряжения от частотного детектора 15, связанного с выходом ведущего генератора 5 *. Е дополнение к этой автоматической регулировке тембра по диапазону предусмотрена коррекция спектра колебаний одновибратора 9 в за-внсимостп от частоты импульсов на его входе. Изменение тембра не ограничивается упомянутыми переключениями в блоках 10, 11, и автоматическими регулировками в блоках 9 и 14. Для нюансировки тембра для достижения надлежап1ей выразительности звучания в канале звуковой частоты содержится еще один полосовой фильтр 16, характеристики которого плавно варьируются с помощью коленных рычагов 17-17 в процессе исполнения музыки. Между фильтрами 14 и 16 включен оперативный регулятор уровня ipoMKOcTH 18, приводимый в действие правой педалью инструмента 19. Тракт заканчивается выходным усилителем 27, нагруженным на акустическую систему 28.

Левая педаль 20 служит для ввода в действие блока плавного перехода по высоте звука 21, включенного между реостатом 2 и ведущим генератором 3**.

Ведущий генератор 3 имеет два входа: основной, на который подается упомянутое выше напряжение с реостата 2, обеспечивающее изменение его частоты в диапазоне клавиатуры, и дополнительный - для подтональной частотной модуляции, имеющий переключатель 22. С помощью этого переключателя исполнитель имеет возможность выбрать характер вибрации звука и применить либо автоматическую вибрацию, источником которой служит генератор подтональной частоты 23, либо пальцевую вибрацию, которая обра-jyercn с помощью подклавншиого электромеханического преобразователя 24 при вибрирующем движении пальцев на клавишах кла-

* Авторское свидетельство .№ 181.976. ** Авторское свидетельство № 129.477. 3* 35




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48