Главная  Синтезация: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) 

[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

синтезация

За последние годы значительно повысился интерес к электронным музыкальным инструментам (ЭМИ), работы по которым, начатые еще в 20-х годах нашего столетия, в известной мере вышли теперь за рамки поискового и опытного этапа. В настоящее время промышленное производство ЭМИ существует уже в ряде стран с высоким уровнем техники (СССР, ГДР, США, Япония, Англия и др.). В качестве инструментов с новыми звучаниями ЭМИ привлекают внимание композиторов, активно проникают в эстрадную музыку и завоевывают симпатии музыкальной общественности.

Как объект технического творчества, ЭМИ все больше привлекают к себе радиоспециалистов и радиолюбителей.

Развитие .ЭМИ не лишено своих трудностей и противоречий. Уже с первых шагов ЭМИ показали очевидные возможности расширения диапазона звучаний и некоторые другие преимущества по сравнению с классическими музыкальными инструментами. Вместе с тем особенности электронного звукообразования в тех случаях, когда они неправильно учитываются или не учитываются вовсе, создают такую специфику звучания, которая не вызывает полного эстетического удовлетворения и заставляет настораживаться опыт нь1Х музыкантов. Такие специалисты иной раз видят органические пороки там, где в действительности существуют всего лишь детские болезни . Кроме того, некоторые тонкие вопросы формирования звуков с необходимыми признаками музыкальности еще недостаточно решены или требуют для своего решения слишком дорогих технических средств. Таким образом, потребуется еще время для более или менее полного проявления возможностей этого нового направления музыкальной техники.

Количество опубликованных рзбот по ЭМИ, их функциональным и электрическим схемам и прииципа.м консгруирования пока весьма незначительно. Такое положение, конечно, не стимулирует полноценное творчество в данной области и тормозит развитие техники ЭМИ.

Предлагаемая книга служит известным обобщением работ автора в области электронных музыкальных инструменгов. В объеме, возможном для настоящего издания, работа не может претендовать на полноту и углубленное рассмотрение затронутых вопросов. Однако по направленности весь материал дан применительно к ЭМИ профессионального уровня без каких-либо скидок на по пуляриость, так как автор убежден в необходимости создания основ данной техники, обеспечивающих полноценное развитие ЭМИ как перспективной тех(.ической базы музыкальной культуры. По этим же причинам автор стремился сосредоточить внимание именно на основных вопросах техники конструирования ЭМИ, не вдаваясь в вопросы, относящиеся к получению особых эффектов .



Автор надеется, что взыскательный читатель сможет в нужных случаях самостоятельно развить и детализировать изложенный материал применительно к своим творческим задачам. Хотелось бы особо обратить внимание на то, что никакие технические сведения сами по себе не дают возможности создать полноценный ЭМИ. Прикладная электроника в любой области требует ясного представления задач, ради решения которых она применяется. В такой синтетической области, как ЭМИ, присоединительные характеристики электроники к предмету творчества, помимо физических и эксплуатационных параметров, включают в себя еще эстетические требования, которые пока плохо вписываются в рамки объективных условий задачи. Поэтому от радиоспециалиста или от радиолюбителя, который захочет попробовать свои силы в создании ЭМИ, требуется хотя бы минимальная подготовка в области музыкальных знаний с тем, чтобы он был способен сознательно направить работу к успешному достижению конечных целей.

Создание музыкального инструмента, в том числе электронного, не самоцель, а задача, имеющая в конечном итоге музыкальный критерий.

Передавая данный обзор для публикации, автор пользуется случаем отметить большую работу своих сотрудников по электромузыкальным инструментам - Н. Андреева, А. Айзенштейна, Г. Белова, И. Варовича, М. Володиной, Б. Евдокимова, И. Карпинакого, Б. Каца, К- Ковальского, В. Кудрявцева, Н. Холостову, А. Чернышева и целого ряда техников и рабочих опытного производства, участвовавших в создании электромузыкального инструмента Экво-дин , а так же с благодарностью отметить связанные с этим инструментом труды советских композиторов, дирижеров, музыкантов-исполнителей и других деятелей, в разное время н разными путями содействовавших автору в его работах по электронным музыкальным инструментам.



Глава первая

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК и МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Для создания полноценных ЭМИ очень важно иметь четкое представление о структуре и свойствах звука, особенно о характеристиках музыкальных звуков.

ПОНЯТИЕ ЗВУКА И ЕГО ОБЪЕКТИВНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ

Понятием звук охватывается ряд совершенно различных явлений, составляющих цепь звеньев между вибрирующим телом (как источником звука) и высшими разделами центральной нервной системы человека (как конечным приемником и анализатором этого явления внешнего мира). Каждое звено цепи имеет свои характеристики, важные для конечного эффекта, и не представляется возможным оценить свойства и качества звука, особенно в таком тонком приложении, как музыка, по характеристикам какого-либо одного звена этой цепи.

Как было уже упомянуто, первым звеном в цепи явлений, охватываемых понятием звука, является вибрирующее тело, которым могут быть, например, струны и корпус скрипки, рельс под колесами движущегося вагона, голосовые связки человека или животного, плазма при вспышке молнии, столб воздуха в трубке пли диффузор громкоговорителя. Эти различные источники звука передают свою вибрацию воздуху, в котором звук существует в форме волн переменного воздушного давления, распространяющихся от источника с постоянной скоростью и ослабевающей энергией по мере удаления от источника. В этих формах существования звук представляет собой чисто физическое явление и наглядно изображается с помощью кривой - осциллограммы, выражающей смещение какой-либо точки вибрирующего тела или смещение воздушного дав-.яения в какой-либо точке пространства в зависимости от времени.

Изображение колебательного процесса в некоторой степени Объясняет физическую структуру звука и механизм его возникновения, но в очень малой степени способно показать музыкальную ценность звука. Если последнее и возможно, то только потому, что имеются опыт восприятия звуков с подобной формой колебаний и опыт применения таких звуков в музыке. Однако, забегая вперед, следует отметить, что звуки с различной формой колебаний могут прэизводить очень сходное ощущение, и, наоборот - внешне незначительные изменеиня формы колебаний ногут приводить к зяачятельмшу яэшеясявп качества иоспряняшаемогв звука. При-




[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48