Главная  Сложная РЭА 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92

ются только непосредственные индуктивная и емкостная связи. Использование при разработке предельных аттенюаторов формул, выведенных в теории волноводов, не означает, что предельный аттенюатор является волноводом. Эти формулы применяются только потому, что они позволяют просто рассчитать имеющиеся в аттенюаторе индуктивную и емкостную связи.

Необходимо еще отметить, что вообще расчет предельной длины усилителя, даже если бы он был правильным, вреден тем, что ограничивает сокращение габаритов усилителя и препятствует развитию техники конструирования малогабаритных радиоустройств, в то время как рассматриваемый вид нежелательной обратной связи весьма просто устраняется путем установки в усилителе промежуточных перегородок.

5.10. Правила монтажа усилителей различных типов

Чем выше частоты, на которых работает усилитель, тем большая часть токов, протекающих в цепях усилителя, ответвляется в шасси. Одновременно с повышением частоты увеличивается индуктивное сопротивление соединительных проводов. Оба эти фактора являются причино-й того, что чем выше частота, тем сильнее отражаются на работе усилителя паразитные связи, вызванные неудачным монтажом. Поэтому в первую очередь здесь рассматривается монтаж широкополосного резонансного усилителя, работающего на высокой частоте в диапазоне метровых волн.

Для выяснения влияния монтажа широкополосного усилителя на его работу вспомним, что емкость контура в таких усилителях составляется в основном из входной и выходной емкостей усилительных приборов и емкости монтажа. Все эти емкости имеют распределенный характер, и протекающие через них токи достигают шасси в самых разнообразных точках. Распределение токов по шасси определяется в основном размещением деталей и проводов и только в незначительной степени зависит от присоединения этих деталей и проводов к шасси.

При монтаже усилителя нужно стремиться к уменьшению емкости монтажа, индуктивности соединительных проводов и взаимосвязи между деталями. Эти соображения приводят К следующим правилам монтажа.



строгое выполнение которых особенно существенно для широкополосных усилителей.

а) Все соединительные провода должны иметь минимальную длину-

б) Провода и детали, соединяемые с входом и выходом усилительных приборов, должны располагаться на максимальных расстояниях от шасси, стенок и кожухов.

в) Провода, входящие в цепи входа и выхода усилительных приборов, должны иметь минимальный диаметр, допустимый по соображениям механической прочности. В этих цепях лучше применять жесткие, голые провода, не позволяющие выполнять произвольную укладку монтажа. Лучше всего в этих цепях обходиться совсем без проводов, применяя непосредственное соединение деталей друг с другом.

г) Для подключения контурных катушек и других деталей к входу и выходу усилительных приборов в основном не следует применять дополнительных подпорок, проходных и опорных изоляторов и других подобных конструкций. Применяемые в крайних случаях изоляторы должны иметь минимальную емкость на корпус, величину которой следует оговаривать в ТУ.

д) Присоединение деталей к корпусу должно производиться проводами минимальной длины в точках, ближайших к присоединяемой детали, за исключением контурного конденсатора (если он имеется), который следует присоединять непосредственно к катушке.

е) Каждая деталь должна соединяться с корпусом отдельным лепестком. Если материал шасси допускает пайку, то лучше лепестками не пользоваться, а производить припайку к наружной стороне шасси, как показано на рис. 5.30. Такой способ не только упрощает сборку усилителя, но и позволяет укорбтить длину соединительных проводов. Совершенно недопустимо использование общих проводов и шин для присоединения нескольких деталей к корпусу.

ж) Провода питания и управления, проходящие вдоль всего усилителя, должны быть разделены на участки фильтрующими ячейками. Это относится и к посторонним проводам для подключения реле, измерительных приборов и др., которые также следует разделять фильтрующими ячейками или, в крайнем случае, тщательно экранировать от основных цепей усилителя.

з) Применение печатных плат в диапазоне метровых



Рис. 5.30. Соединение деталей с корпусом припайкой к наружной стороне шасси

ВОЛН не рекомендуется, особенно при большом коэффициенте усиления (60 дБ и выше). Если все же по каким-либо причинам печатные платы приходится применить, то следует ввести широкую и разветвленную корпусную шину ( экран ), вплоть до полной металлизации одной стороны платы с оставлением в ней только технологических вырезов [8]. При тщательно продуманном монтаже с учетом рекомендаций, данных в § 5.8, получается, что почти все детали можно соединить друг с другом непосредственно одной из них на лепестке или на пистоне, металлизирующем отверстие в плате. В таком монтаже почти отсутствуют соединительные провода, печатать на плате нечего и она используется для крепления деталей и опорных точек. Необходимо только, чтобы выводы отдельных деталей

и пистоны в плате были приспособлены для одновременной пайки 3 ... 4 проводников.

Рекомендации, изложенные в пп. 5 и е, противоречат рекомендациям, даваемым в литературе. Некоторые авторы [34, 35] предлагают такое соединение производить в одной или двух точках, объединяя в этих точках цепи так, чтобы получить минимальные токи в поверхностном слое шасси. При этом не учитывается, что в широкополосном усилителе токи в шасси зависят прежде всего от распределенных емкостей, а не от точек присоедине ния проводов к корпусу, поэтому практически невозможно представить действительную картину прохождения токов в шасси. Небольшие преимущества, которые можно получить при правильном выборе и объединении точек соединения с корпусом, теряются при ошибочном соединении, особенно если для такого соединения приходится удлинять монтаж. В то же время рекомендуемое здесь присоединение к корпусу непосредственно у деталей является наиболее безошибочным, так как оно объединяет все токи в шасси, вызываемые данной деталью.

При монтаже узкополоснык усилителей, работающих на значительно более низких частотах и имеющих в контуре большую сосредоточенную емкость, усилите-




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92