Главная  Занятия по машиноведению 

1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

двумя вертикальными линиями Пунктирная линия обозначает сторону катушки, лежащую на дне паза, а сплошная линия - сторону катушки, лежащую в верхней части паза. Вся обмотка состоит из симметричных катушек с одинаковым шагом по пазам. Толстыми линиями обозначены катушки рабочей обмотки, а тонкими -пусковой (вспомогательной) обмотки.

Статор имеет два полюса. Диаметральный шаг обмотки по пазам был бы у,= 18/2=9. Это означало бы, что


I 1 I I I I 1 1 I I 1 I I I I I I I I I

8 9 10 11 12 13 П 75 16 П 16


Рис. 3-15. Развернутая схема двухслойной обмоткн статора.

первая катушка должна быть уложена в пазы 1 и 10, так как 1+9=10- Из схемы видно, что катушка уложена в пазы 1 и 8. Значит, это обмотка с укороченным шагом. Укорочение шага произведено на 2/9 полюсного деления, поэтому третья гармоника компенсируется не полностью.

Как у всякого конденсаторного электродвигателя, каждая из обмоток занимает половину пазов статора, т. е. по девять пазов. Но так как девять - число нечетное, то рабочая обмотка первого полюса занимает четыре паза (У, 2, 3 и 4), а обмотка второго полюса - пять пазов (10, 11, 12, 13 п 14).

Для того чтобы катушки рабочей и пусковой обмоток были сдвинуты на 90° эл., пусковая обмотка первого полюса занимает пять пазов (5, 6, 7, 8 и 9), а второго Полюса - четыре паза (15, 16, 17 и /5). К несимметрич-

ному расположению обмоток в электродвигателях заводского изготовления приходится прибегать, чтобы использовать один и тот же штамп для листов статора при разных числах полюсов.

Двухслойные обмотки выполняют следующим образом. В каждой обмотке катушки одного полюса соединены последовательно и образуют катушечную группу. Эту группу наматывают непрерывным проводом на шаблон, имеющий столько желобков, сколько пазов занимает сторона катушки на статоре. Намотанные катушки вкладывают в пазы, изолированные гильзами. Сначала

Таблица 3-1

Обмоточные данные асинхронных однофазных электродвигателей типа ABE 4-го габарита

Наименование параметра

АВЕ 041-2

АВЕ 042-2

Мощность, Вт

Напряжение, В

Ток, А

0,23

0,28

Частота вращения, об/мин

2 700

2 700

Тип обмотки

Двухслойная

Число параллельных ветвей

Число катушек обмоткн:

главной

вспомогательной

Число проводов в пазу:

главной обмотки

вспомогательной обмотки

Марка провода

П.9В-2

Диаметр провода*, мм:

главной обмоткн

0,21/0,25

0,23/0,28

вспомогательной обмоткн

0,16/0,2

0,20/0,24

Длина витка средняя, мм

Масса меди, кг:

главной обмоткн

0,101

0,109

вспомогательной обмотки

0,105

0,119

Сопротивление фазы обмотки при 20° С,

главной обмоткн

165,5

вспомогательной обмотки

* в числителе указан диаметр голого провода, в знаменателе ~ изолированного.



вкладывают нижние стороны катушек, лежащие на дне пазов, а затем верхние. Затем концы гильз, выступающие из пазов, загибают и пазы заклинивают клиньями из текстолита или твердых пород дерева.

В табл. 3-1 приведены обмоточные данные двигателей, обмотки которых изготовляются по этой схеме. Это электродвигатели 4-го габарита с одинаковыми диаметрами статора, но с разными длинами.

3-7. устройство асинхронных однофазных электродвигателей

На рис. 3-16 показано устройство асинхронного однофазного элекгродбигателя типа АОЛБ с встроенным пусковым резистором. Статор электродвигателя собран из штампованных листов электротехнической стали 15, спрессован и залит в алюминиевую оболочку (корпус статора) с двойными стенками 13. Между стенками образуются каналы для воздуха, охлаждающего поверхность статора. На заточки корпуса статора надеты две крышки 2 и 17, отлитые из

Г г 3 ипттшпл i$


Рис. 3-16. Однофазный асинхронный электродвигатель типа АОЛБ.

алюминиевого сплава. На переднюю крышку 17 надет штампованный койпак is с отверстиями в торце. Через эти отверстия при вращении jpOTOpa вентилятор 19, насаженный на конец вала ротора, забирает вбэДух. ёёнтйлятор отлит из алюминиевого сплйва и закрей-лен на валу enntoM.

В листах статора, проштампованы 24 паза грушевидной формы. Из них 16 пазов занятй проводами рабочей обмотки, а 8 пазОв^ проводами пусковой обмотки. Выводные концы рабочей и пусковой обмотбк выведены к контактным винтам 4, расположенным в коробке зажимов . Сердечник ротора собран из листов 12 электротехнической стали и напрессован на рифленую поверхность средней части вала /. В пазы рЬтора Йалйта алюминиевая обмотка 14 с замыкающими кольцами и лопатками вентилятора. Назначение вен-

гзо

тилятора заключается в том, чтобы отбрасывать нагретый воздух к охлаждаемым наружным стенкам корпуса.

На роторе смонтирован центробежный выключатель пусковой обмотки. Он состоит из двух рычагов 7 с противовесами 9, сидящих на осях §, которые запрессованы в четырех лопатках вентилятора. Рычаги нажимают штифтами 6 на пластмассовую втулку 5, свободно сидящую на валу. При разгоне ротора, когда частота его вращения приближается к номинальной, противовесы под действием центробежной силы расходятся, поворачивая рычаги вокруг осей. При этом втулка 5 перемещается вправо, сжимая пружину 10, и освобождает пружинный контакт 4, замыкающий цепь пусковой обмотки. Этот контакт при неподвижном роторе замкнут торцом втулки с неподвижным контактом 3. Подвижный и неподвижный контакты крепятся иа изоляционной плате к задней крышке электродвигателя 2. На ней укреплено тепловое реле, которое отключает электродвигатель от сети при его перегреве. Подставка 16 с четырьмя шпильками служит для крепления электродвигателя.

Схема включения электродвигателя показана на рис. 3-17. Напряжение питающей сети подводится к зажимам Ci и Сг. От этих зажимов напряжение подводится к рабочей обмотке через контакты теплового реле РТ, состоящего из обмотки, биметаллической пластинки и контактов. При нагреве электродвигателя сверх допустимого пластинка изгибается и размыкает контакты. При коротком замыкании через обмотку теплового реле пойдет большой ток, пластинка быстро нагреется и разомкнет контакты. При этом будут обесточены рабочая С и пусковая П обмотки, так как обе они питаются через тепловое реле. Таким образом, тепловое реле защищает электродвигатель и от перегрузки, и от коротких замыканий.

Пусковая обмотка питается от зажимов Ci и Сг через перемычку с2-п1, контакты центробежного выключателя ВЦ, перемычку ВЦ-РТ, контакты-теплового реле РТ. При пуске электродвигателя, когда ротор достигнет частоты вращения 70-80% номинальной, контакты центробежного выключателя разомкнутся и пусковая обмотка отключится от сети. При включении электродвигателя, когда частота вращения ротора снизится, контакты центробежного выключателя снова замкнутся и пусковая обмотка будет подготовлена к следующему пуску.

На рис, 3-18 показана конструкция асинхронного электродвигателя типа ABE Эти двигатели включаются в сеть с постоянно включенной вспомогательной обмоткой, в цепь которой последовательно включен конденсатор (рис, 3-9), Электродвигатели типа ABE не имеют жесткого корнуса и поэтому их называют встраива-

ет 0

Рис. 3-17. Схема включения однофазного электродвигателя.




ы ffl <

сз с к (-

л

§

емыми. С приводным механизмом электродвигатели скрепляются при помощи фланца или скобы.

Корпусом электродвигателя служит пакет сердечника статора /, набранный из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Пакет спрессован и под давлением залит алюминиевым сплавом. На торцах статора имеются нажимные кольца 5 и стягн-вающие их четыре стержня из алюминия. В пазы статора вложены катушки 6 рабочей и вспомогательной обмотки. На нажимных кольцах 5 центрируются подшипниковые щиты 4 н 7. Через резиновую втулку 9 в подшипниковом щите выведены концы обмоток 8 для приключения их к сети. Подшипниковые щиты стянуты четырьмя шпильками.

Ротор электродвигателя собран из листов электротехнической стали и залит алюминием 2. Вместе с обмоткой ротора отлиты крылья вентилятора для охлаждения электродвигателя. Ротор вращается в двух шарикоподшипниках 3.

Электродвигатели имеют буквенные и цифровые обозначения типов, например электродвигатель АВЕ 041-2 расшифровывается так: А - асинхронный, В - встраиваемый, Е - однофазный, 4 - номер габарита, 1 - порядковый номер длины сердечника статора и цифра 2 через тире - число полюсов.

3-8. синхронные однофазные электродвигатели

В некоторых случаях требуются электродвигатели, частота вращения которых должна быть строго постоянной независимо от нагрузки. В качестве таких используют синхронные электродвигатели, у которых частота вращения ротора всегда равна частоте вращения магнитного поля и определяется по (3-2). Существует много типов синхронных электродвигателей как трехфазного, так и однофазного тока. Здесь рассмотрены только два наиболее простых типа однофазных синхронных электродвигателей: реактивный и конденсаторный реактивный.

На рис. 3-19 показана конструктивная схема простейшего однофазного реактивного электродвигателя, известного в технике под названием колеса Ла-Кура. Статор / и ротор 2 собраны из штампованных листов электротехнической стали. На статоре намотана катуШка, питаемая от сети однофазного переменного тока, создающая пу.тьсирующее магнитное поле. Свое название реактивный электродвигатель получил потому, что ротор вращается за счет реакций двух сил магнитного притяжения.

При пульсирующем поле электродвигатель не имеет пускового вращающего момента и его необходимо раскрутить от руки. Магнитные силы, действующие на зубцы ротора, все время стремятся поставить его против полюсов статора, так как в этом положении сопротивление магнитному потоку будет минимальным. Однако ротор по инерции проходит это положение за время, когда пульсирующее поле уменьшается. При следующем увеличении магнитного поля магнитные силы действуют уже на другой зубец ротора, и его вращение будет продолжаться. Для устойчивости хода ротор реактивного электродвигателя должен обладать большой инерцией.

Реактивные электродвигатели работают устойчиво только при небольшой частоте вращения порядка 100- 200 об/мин. Мощность их обычно не превосходит 10- 15 Вт. Частота вращения ротора определяется частотой питающей сети / и числом зубцов ротора Z. Так как за один полупериод изменения магнитного потока ротор поворачивается на 1/Z оборота, то за 1 мин, содержащую


Рис. 3-19. Однофазный синхронный реактивный электродвигатель.




1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28