Главная  Занятия по машиноведению 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28

для того, чтобы усилить выводной конец катушки и предохранить его от обрыва. В начале петли надо зачистить изоляцию провода и скрутить оба провода. Если один провод обломится при работе трансформатора, другой будет служить для прохождения тока через катушку.

В процессе намотки надо считать витки; а чтобы не сбиться, на одной стороне фланца можно сделать пометку краской. После намотки каждой сотни витков на про-



Рис. 6-5. Намоточный станочек.

Рис. 6-6. Трансформатор со спиральным сердечником.

ВОД рекомендуется надеть бумажный ярлычок с номером сотни. Это пригодится, если вы сбились со счета. Намотку надо производить рядами, передвигая вдоль каркаса провод то в одну, то в другую сторону. После намотки трех-четырех слоев рекомендуется прокладывать между слоями провошенную бумагу. По окончании намотки первичной катушки надо снова сделать петлю и через отверстие во фланце вывести конец катушки.

Между первичной и вторичной катушками надо проложить несколько слоев провошенной бумаги, чтобы витки первичной и вторичной катушек ни в коем случае не могли соединиться. Такое замыкание сделает пользование трансформатором опасным, так как вторичная катушка окажется под напряжением осветительной сети.

Выводы от вторичной катушки можно делать одним проводом -он является достаточно прочным. Для выводов надо просверлить отверстия в противоположном фланце от выводов первичной катушки. При намотке вторичной катушки рекомендуется сделать вывод в виде петли после намотки 2/3 всех витков, а затем продолжать намотку, не обрывая провода. Тогда катушка будет иметь три вывода. Между первым и вторым выво-

дом будет напряжение 8 В, между вторым и третьим 4 В, а между первым и третьим 12 В. Такой трансформатор можно использовать и там, где нужны различные напряжения.

Для сердечника можно использовать прямоугольные листы, показанные на рис. 6-2. Однако такой сердечник имеет некоторые недостатки. В каждом слое расположены четыре стыка между листами, и при неплотной сборке между ними образуются зазоры. Это влечет за собой увеличение намагничивающего тока в первичной катушке. Вследствие коробления листов один лист может перекрывать два листа в соседнем слое, а это поведет к увеличению магнитных потерь энергии в сердечнике и увеличенному его нагреву. Нарезать прямоугольные листы толщиной 0,5 мм можно только ножовкой, а на это потребуется много времени. Поэтому здесь описано изготовление витого сердечника из тонких полосок, которые можно нарезать, например, из боковых стенок консервных банок простыми ножницами. Устройство такого сердечника показано на рис. 6-6.

Для сердечника надо нарезать полосы шириной по 40 мм и такой длины, чтобы они могли обогнуть каркас. Края полос надо зачистить напильником от острых заусенцев, которые могут создавать замыкания между полосами. Для создания изоляции полосы надо покрыть тонким слоем асфальтового лака или олифой. Полосы надо сложить в пакет толщиной 20 мм, обернуть его изоляционной лентой или прочными нитками для плотного прилегания полос одной к другой и вставить пакет в отверстие каркаса. Концы полос должны быть сдвинуты на разную длину, чтобы стыки их приходились в разных местах. Половина полос загибается в одну сторону, а другая половина в другую. Затем весь сердечник стягивают медной или мягкой железной проволокой и концы ее скручивают.

Витой сердечник имеет существенные преимущества перед сердечником, собранным иЗ прямоугольных полос. В нем только один стык в каждом витке, благодаря тонкой жести потерн энергии в нем незначительны и его легко сделать. Поэтому такие сердечники применяются и в заводских трансформаторах малой мощности, где их наматывают на станках из тонкой листовой стали.

Трансформатор надо прикрепить к любой изоляционной дощечке. Это можно сделать самыми различными



способами: лентой, бечевкой, проволокой, металлическими полосками или винтами. При этом нельзя допускать вокруг сечения сердечника никаких замкнутых металлических витков, так как в них будут наводиться индуктированные токи. Выводы вторичной обмотки подводят к винтам, а выводы первичной обмотки соединяются с осветительным шнуром с вилкой на конце. Соединения с осветительным шнуром надо пропаять и замотать изоляционной лентой в несколько слоев.

6-6. испытание

Чтобы убедиться в исправности каждого технического изделия, после изготовления его нужно испытать. Неисправности трансформатора могут заключаться в обры-


Рис. 6-7. Схема испытаний трансформатора.

ве первичной катушки, в замыканиях между катушками или замыканиях между катушками и сердечником. Электрические схемы обычно проверяют при помощи контрольной лампы, в качестве которой может быть применена обычная настольная лампа. Одна ножка вилки от

лампы вставляется в розетку осветительной сети, а от другой ножки и второго гнезда розетки выводятся два изолированных провода (рис. 6-7,а). Если теперь замкнуть между собой концы проводов, то лампа загорится. Это показывает, что лампа в порядке и можно приступить к испытанию трансформатора. В процессе испытаний нельзя касаться пальцами неизолированных концов проводов и ножек вилки, чтобы не подвергнуться Нора-жению электрическим током при однополюсном касании к осветительной сети.

Сначала проверяем, нет ли в первичной катушке обрывов. Для этого надо прикоснуться проводом от розетки к ножкам вилки трансформатора, как показано на рис. 6-7,6. Если в катушке нет обрывов, то лампа будет гореть, но неполным накалом из-за падения напряжения в катушке. Если же лампа не загорается, то это означает, что имеется обрыв или в самой катушке, или в соединениях ее выводов со шнуром.

Чтобы проверить, нет ли замыканий между первичной и вторичной катушками, надо соединить все зажимы вторичной катушки одним проводом и обе ножки вилки трансформатора-другим проводом. Одним проводом от розетки надо прикоснуться к зажимам вторичной катушки (рис. 6-7,0), а другим -к ножкам вилки трансформатора. Если трансформатор исправен, то лампа не должна загораться.

Для проверки отсутствия замыканий первичной катушки на сердечник надо одним проводом от розетки прикоснуться к ножкам вилки трансформатора, а другим к сердечнику трансформатора (рис. 6-7,г). При отсутствии неисправности лампа не должна загораться.

Но в катушках могут быть замыкания витков, которые нельзя обнаружить контрольной лампой, так как замкнутые витки не создают разрывов в цепи. Для обнаружения замкнутых витков надо трансформатор со снятой коробкой включить в сеть. Если в катушках есть короткозамкнутые витки, то по ним пойдет сильный ток, они нагреются и от трансформатора пойдет дым. Если через 30 мин после включения не будет чувствоваться запаха горелой изоляции, то можно считать, что замкнутых витков нет.

Теперь осталось проверить правильность обозначений выводов вторичной катушки (рис. 6-7). Для этого надо между выводами 2, 3 включить одну лампочку от кар-



манного фонаря, между выводами 1, 2 две лампочки, соединенные последовательно, а между зажимами /, 3 три лампочки, соединенные последовательно. Если обозначение выводов правильное, то все лампочки будут гореть с одинаковым накалом.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРОБЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ

7-1. соединение электродвигателей с механизмами

Описанные выше электродвигатели применяются в различных электробытовых приборах. Все механизмы можно разделить на скоростные, у которых частота вра-шения такая же, как и у самого электродвигателя, и тихоходные, которые вращаются со значительно меньшей частотой. Для этого между электродвигателем и механизмом включается так называемый редуктор,- понижа-юший число оборотов. Из механики известно, что при уменьшении частоты врашения увеличивается сила. Поэтому врашаюший момент после редуктора повышается. При большом отношении частот врашения электродвигателя и приводного механизма редуктор выполняется из зубчатых шестерен. При небольшом отношении' частот вместо зубчатого редуктора можно применять передачи или фрикционного типа с резиновыми шкивами, или при помощи гибкой связи шкивов различных диаметров, которая осуществляется через шнуры, резиновые кольца или витые пружины из проволоки. Для самостоятельного изготовления наиболее простыми являются передачи с гибкой связью или фрикционные.

Для изготовления фрикционной передачи на конец вала электродвигателя ) (рис. 7-1) надо надеть шкивок 2. Его можно вырезать из толстой листовой резины и зажать между двумя металлическими шайбами. От сдвигов вдоль вала и от проворачивания его предохраняет втулочка с винтом, упирающимся в шейку вала электродвигателя. Если имеется толстое резиновое кдльцо 3 круглого сечения, то можно надеть его на металлический шкив, в котором выточена канавка с радиусом, равным радиусу резинового кольца. Шкивок электродвигателя прижимают к ободу шкива 4 приводного механизма. Отношение радиуса ведущего шкива к радиусу ведомого

шкива называется передаточным отношением фрикционной передачи. Это отношение показывает, во сколько раз приводной шкив передачи вращается медленнее вала электродвигателя.

Если шкивок электродвигателя прижимается к цилиндрической поверхности приводного шкива, то передаточное отношение остается постоянным. Если же требу-


Рис. 7-1. Типы фрикционных передач.

ются разные частоты вращения приводного механизма, то шкивок электродвигателя делают ступенчатым разных диаметров. Такие передачи применяют в электропроигрывателях (рис. 7-7). Но иногда требуется плавное изменение частоты вращения приводного механизма. В этих случаях шкивок электродвигателя прижимают к плоской поверхности диска приводного механизма (рис. 7-1,г). Тогда передаточное отношение можно регулировать, передвигая шкивок электродвигателя вдоль радиуса диска.

На всех грузоподъемных механизмах применяют электролебедки, представляющие собой электродвигатель с пристроенным к нему редуктором. Для настоящих кранов редуктор выполняют из зубчатых шестерен, для привода моделей и игрушек применяют передачу с гибкой связью.

На рис. 7-2 показана конструкция электролебедки, которая объединена с электродвигателем. Она состоит из двух боковин /, которые можно взять из деталей механического конструктора . Виро-




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28