Главная  Современные индикаторы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

пороги срабатывания устанавливают подстроенными резисторами R1 -R3. При входном напряжении меньше 12 В на входах логических элементов DD1.1 - DD1.3 (за исключением нижнего по схеме входа DD1.1) присутствует напряжение низкого уровня. Напряжение высокого уровня на обоих входах будет только у элемента DDI.4, поэтому окажется зажженным лишь светодиод HL1.

Если контролируемое напряжение питания лежит в пределах 12... 14 В, на m.iBii LO 1 элемента DD1.1 появится напряжение высокого уровня. При этом VIU юдиод HL1 погаснет, а HL2 включится. При напряжении в пределах 14...15 В напряжение высокого уровня будет присутствовать на входах элемента DDI.2 и ни один светодиод не зажжется. Наконец, когда напряжение превысит 15 В, напряжение высокого уровня появится на входах элемента DD1.3 и загорится светодиод HL3. Зона неопределенности показаний индикатора при уровнях 12 и 14 В не превышает нескольких десятых долей вольта.

Налаживание индикатора сводится к установке требуемых порогов сраба тывания. Конструктивно устройство размещают на приборной панели автомобиля. При остановленном двигателе должен светиться HL2. Если включен HL1, то аккумуляторную батарею следует подзарядить. После включения двигателя все светодиоды должны погаснуть.

Другой индикатор (рис, 2.18,6) содержит два пороговых элемента: для верхнего предела и, контролируемого напряжения на элементах DD1.3 -DDI.5, для нижнего U - на элементах DD1.1, DDI.2. Стабилитрон VD1 отсекает часть входного напряжения. Его напряжение стабилизации должно быть на 2...3 В меньше, чем Uj . Порог срабатывания пороговых элементов устанавливают резисторами R2 и R3.

При напряжении Ujx больше, чем Umax, на выходе инвертора DDI.5 будет напряжение низкого уровня и поэтому окажется зажженным светодиод HL3. Если меньше U, [n, будет гореть светодиод HL1. В обоих случаях вход

инвертора DDI.6 оказывается зашунтированным либо через диод VD3, либо через VD4. При этом на выходе DDI.6 будет напряжение высокого уровня и светодиод HL2 окажется выключенным. Когда напряжение U находится в пределах U,jn - Umax, Диоды VD3, VD4 закрыты, на выходе инвертора DDI,6 устанавливается напряжение низкого уровня и загорается светодиод HL2.

Пороговые значения индикатора выбирают в соответствии с указаниями по эксплуатации аккумуляторной батареи. При налаживании движок резисто ра R3 переводят в нижнее по схеме положение и, подав напряжение U x, равное ll,njn, подстройкой резистора R2 добиваются одновременного зажигания светодиодов HL1 ( Разрядка ) и HL2 ( Норма ). Затем на вход подают напряжение lJBx = Unax и регулировкой резистора R3 обеспечивают одновременное включение HL2 и HL3 ( Превышение ). После этого проверяют работу индикатора при входном напряжении, большем и^т меньшем Umux- В этом случае должен гореть только светодиод HL2. Общий провод индикатора подключают к корпусу автомобиля, вход - непосредственно к клемме аккумулятора.

Дальнейшее совершенствование устройства направлено на возможность применения в нем семисегментного ППИ. Для этого в него введены (рис. 2.18, в) логический узел 2И-НЕ на элементе DD2.1, дешифратор на элементах DD2.2, DD2.3, усилитель мощности на транзисторе VT1 в стабилизаторе напряжения блока питания. Сегменты а, с, g индикатора HG1, соединенные с выходами



Общий



да/о 5E?sj

-о-о-о

Рис. 2.19. Печатные платы индикаторов напряжения (рис. 2.18)

дешифратора, светятся в различных сочетаниях, в зависимости от значения и^х-Сегменты Ь, е, f подключены непостоянно к блоку питания через резисторы R4-R6. Если Uj,x меньше Uj , индицируется буква Р, если больше U,ax - П, если U in<Ujx<U a,;, то Н. Данный индикатор налаживают по аналогии с предыдущим. Печатные платы рассмотренных устройств приведены соответственно на рис. 2.19, а-е.

Характерным примером устройства индикации является дистанционный указатель ориентации (рис. 2.20), позволяющий определить пространственное положение, например, антенны. На контролируемом устройстве располагают датчики, состоящие из геркона с переключающими контактами и резистора, сопротивление которого зависит от места расположения геркона, а следовательно, и его порядкового номера. Герконы устанавливают вокруг поворотной оси конструкции в продольном направлении через 45°. На уровне герконов на оси закреплен небольшой постоянный магнит с продольной ориентацией магнитного поля. При повороте оси сначалз будет переключаться геркон, к которому приближается магнит, а затем - от которого он удаляется.

В зависимости от того, какой геркон сработал, через резистор датчика и общий резистор узла индикации R17 потечет ток, причем его значение будет




SA1-SA8 КЭМ-Z m-VT8 KUISE

HLI-HLS АЛЮгА l/Bl-yU? Д220Б

Рис. 2.20. Схема дистанционного указателя ориентации

зависеть от номера датчика (сопротивления датчика). Например, если включен геркон SA8, то ток проходит через резисторы R8 и R17 и на R17 будет падение напряжения около 0,6 В. Откроется транзистор VT8, включится светодиод HL8.

При повышении напряжения на входе узла индикации, когда подключатся резисторы R7, R6 и т. д., откроются несколько транзисторов, но зажжется только один светодиод, соединенный с коллектором верхнего (по схеме) транзистора.

Светодиоды располагают на пульте управления по кругу, в том же порядке, что и герконы. Налаживание дистанционного указателя заключается в подборе резисторов R1 - R8 с таким расчетом, чтобы при повороте контролируемого устройства, а значит, срабатывании того или иного геркона светился только один светодиод.

Для индикации точной настройки радиоприемника широко применяются простые устройства, содержащие несколько светодиодов, часто разного цвета свечения.

Светодиодный индикатор настройки (рис. 2.21) для переносного радиоприемника отличается высокой экономичностью. Его потребляемый ток в отсутствие сигнала не превышает 0,6 мА, а при точной настройке составляет 1 мА. Такая экономичность достигнута в результате питания светодиода импульсным напряжением. Генератор импульсов выполнен на однопереходном транзисторе VT3. При указанных на схеме номиналах элементов R11 и С2 генератор вырабатывает импульсы длительностью около 20 мс, следующие с частотой 32




1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36